Сирийскую футбольную ассоциацию заставили передать контракт родственнику брата бывшего президента

Просмотры: 2206
Сирийскую футбольную ассоциацию заставили передать контракт родственнику брата бывшего президента
Сирийскую футбольную ассоциацию заставили передать контракт родственнику брата бывшего президента
В 2019 году футбольная ассоциация Сирии передала выгодный маркетинговый контракт малоизвестной фирме из Дамаска. По словам трёх инсайдеров, за кулисами ключевую роль в этом сыграл брат бывшего президента Башара Асада.

Когда национальная футбольная ассоциация Сирии (SFA) заключила контракт с начинающей компанией из Дамаска в 2019 году, его условия оказались крайне выгодными для этой малоизвестной фирмы.

Компания под названием Afkar Co. for Art, Visual and Advertisement Services не имела собственного сайта и практически не оставила цифрового или медийного следа.

Тем не менее, контракт с SFA предоставил Afkar эксклюзивные права на рекламу и маркетинг во всех внутренних соревнованиях Сирии, для национальной и олимпийской сборных страны, а также на региональных и международных чемпионатах.

Контракт, заключённый без проведения тендера, также предусматривал необычно высокую долю — 35 процентов от доходов, полученных в результате маркетинговой деятельности, что обеспечивало Afkar значительную часть прибыли SFA. Тогдашний юрисконсульт ассоциации Хоссам Моасас назвал условия контракта «катастрофой» для SFA.

Читайте ещё:Зять главы Росгвардии наращивает влияние в сфере нефтесервисных услуг

По словам трёх участников сделки, именно влияние Махера Асада, брата бывшего президента Башара Асада, позволило Afkar получить контракт. Об этом сообщили партнёру OCCRP — сирийскому центру журналистских расследований SIRAJ.

Согласно данным из регистрационной документации, основным владельцем Afkar являлся Фарес Аль-Джаадан — племянник Махера Асада по линии жены. Хоссам Моасас, а также президент SFA на момент заключения сделки и бывший менеджер по связям с общественностью Afkar подтвердили OCCRP, что именно родственные связи Джааадана с Махером Асадом стали причиной получения контракта.

 urideiqxrihatf

Фото: M.naddaf/Wikimedia Commons
Махер Асад, брат президента Башара Асада

Мохамед Фади Аль-Даббас, бывший президент Футбольной ассоциации Сирии (SFA), заявил, что контракт с Afkar был подписан после того, как SFA получила «указания» от офиса Четвёртой дивизии. Он добавил: «Кто не подчинится указаниям — лишится головы».

«Если бы я не подписал контракт, меня бы отправили в Сайднайю», — сказал Даббас, имея в виду печально известный тюремный комплекс к северу от Дамаска, где режим Асада удерживал и пытал заключённых.

Фарес Аль-Джаадан не ответил на запросы о комментарии. Его отец, Бассель Аль-Джаадан, опроверг, что родственные связи их семьи с женой Махера Асада стали причиной получения контракта компанией Afkar:
«Все выдумки и обвинения, связанные с якобы имеющейся у вас информацией о том, что родственная связь между мной и моей сестрой использовалась в государственных или частных целях, не соответствуют действительности», — заявил он.

Рима Хаддад, исполнительный директор Afkar на момент заключения контракта, сказала, что ей ничего не известно о давлении со стороны Четвёртой дивизии и назвала утверждения о влиянии Махера Асада «слухами» и «ложными обвинениями».

«Компания не получала никакой государственной поддержки или прикрытия со стороны влиятельных лиц ни на одном этапе контракта с футбольной ассоциацией», — заявила она.

Сам Махер Асад, местонахождение которого в настоящее время неизвестно, не был доступен для комментариев.

Распад режима Асада в декабре разрушил систему покровительства, от которой долгое время выигрывали приближённые. Четвёртая бронетанковая дивизия Махера Асада — одно из самых могущественных военных подразделений Сирии — выстроила клептократическую сеть интересов в таких сферах, как металлы, табачная продукция и контрабанда оружия. Подразделение было внесено в санкционные списки США в 2020 году и Европейского союза в 2023 году.

Фото: CTK/Alamy Stock Photo
Опрокинутая статуя Хафеза Асада на улицах Дамаска, Сирия, декабрь 2024 года

Фарес Аль-Джаадан малоизвестен в Сирии, но он является племянником жены Махера Асада, которая находится под санкциями ЕС за получение выгоды от режима Асада и тесную связь с ним.

Гаит Харфуш, бывший менеджер по связям с общественностью Afkar, сообщил журналистам, что контракт SFA с компанией был заключён под давлением со стороны советника Махера Асада — Гассана Али Билаля, возглавлявшего Службу безопасности Четвёртой дивизии. Связаться с Билалем не удалось.

Моасас, бывший юрисконсульт SFA, сказал журналистам, что ассоциация находилась в «заведомо слабой позиции» во время переговоров по контракту в 2019 году.

«Я понял с первой встречи, что это был контракт присоединения: “Мы [Afkar] хотим получить долю от вас [SFA], нравится вам это или нет”», — рассказал Моасас, имея в виду договор, заключённый между сторонами с неравными возможностями для переговоров.

Салах Рамадан, президент SFA с 2022 по 2024 год, рассказал, что при вступлении в должность его предупредили быть осторожным при работе с Джааданом, так как его семейные связи были «известны» на момент подписания контракта.

Бюджет армии на спорт

Вмешательство Четвёртой дивизии в дела SFA не было её единственным участием в спортивной сфере. Согласно внутренней записке сирийской армии от 26 ноября 2023 года, обнаруженной журналисткой AFP Робой Эль Хусейни в офисе Гассана Билаля после падения режима Асада, Махеру Асаду запрашивались 3,5 миллиарда сирийских фунтов (примерно 269 тысяч долларов) на оплату контрактов игроков и технического персонала футбольных и баскетбольных команд Сирии. Эта сумма входила в годовой бюджет армии.

Особенно спорной оказалась доля в 35 процентов от доходов.

Абдель Фаттах Аль-Тальджабини, сирийский эксперт в области спортивного менеджмента, отметил, что стандартная доля маркетинговых компаний в Сирии составляет от 3 до 10 процентов. По словам Харфуша, большинство компаний получают 10 или 20 процентов.

Читайте ещё:Преобразившаяся Загитова удивила россиян своим внешним видом

Согласно расчётам OCCRP, доходы Afkar по контракту за 2022 и 2023 годы составили бы около 240 550 долларов. Для сравнения, доходы самой SFA за 2022 год и первую половину 2023 года не превысили 500 тысяч долларов.

Неясно, сколько в итоге SFA действительно выплатила Afkar. Ассоциация не ответила на запрос OCCRP. Компания Afkar утверждает, что значительная часть суммы не была выплачена на момент расторжения контракта в 2022 году.

Моасас рассказал, что во время переговоров пытался сбалансировать чрезмерно выгодные для компании условия контракта, включая 35-процентную долю, с помощью дополнительного регламента. «Моя цель была — хоть как-то смягчить катастрофу в контракте», — сказал он. Однако ему это не удалось.

Рима Хаддад, бывший исполнительный директор Afkar, заявила, что компания получила контракт после того, как направила маркетинговое предложение президенту Генеральной спортивной федерации Сирии — головной организации SFA. (Согласно внутренней записке, полученной журналистами, федерация действительно утвердила контракт.)

Хаддад настаивала, что её компания действовала «очень профессионально» и привлекла для SFA новые рекламные и другие контракты.

Она также защищала условие о 35 процентах, заявив, что это был первый подобный контракт, и «коммерческая практика в Сирии предполагает, что [маркетинговому] партнёру может предоставляться до половины дохода, но не менее трети — при этом он не несёт расходов или затрат».

Хаддад добавила, что в итоге Afkar получила «значительно меньше» 240 550 долларов от SFA, но не уточнила конкретную сумму.

Торгово-промышленная палата Сирии не ответила на запрос OCCRP о стандартных долях дохода в маркетинговых контрактах.

Фрагменты из маркетингового контракта Afkar

 

image

image

image

После вступления в должность в 2022 году Салах Рамадан расторг контракт с Afkar, раскритиковав пункт о разделе доходов. При этом он отметил, что SFA всё равно обязана выплатить Джаадану «его причитающееся». В интервью SIRAJ он назвал контракт «несправедливым» по отношению к ассоциации, особенно указав на условие о 35 процентах.

Рима Хаддад не прокомментировала причины расторжения контракта, сославшись на соглашения о конфиденциальности, но заявила, что «недочёты, сопровождавшие выполнение контракта», были «урегулированы мирно и законными методами».

В сентябре 2022 года компания Afkar подала жалобу в государственный орган по аудиту госсектора, требуя от SFA выплаты долгов, которые, по утверждению компании, так и не были выплачены. Итог рассмотрения жалобы неизвестен, но уже в следующем году компания Afkar была ликвидирована.

С тех пор SFA самостоятельно занимается своим маркетингом.

Геннадий Самохвалов
Регион: Сирия